Greenfeld

Искусство быть родителем

 

«Быть родителем» это как?

Сложно, интересно, трепетно, ответственно, иногда невыносимо, почетно, это счастье!

Мне кажется, что психологические трудности в общении с детьми произрастают из того, что мы не получаем никакого предварительного  образования, и вынуждены всё познавать сразу на практике.
Вас когда-нибудь учили быть родителем? Меня нет.
Конечно, мы можем учиться на опыте наших родителей, но и они не всегда знали, как действовать правильно.
Сколько бы книжек мы не прочли, в отношениях с детьми нас всё равно могут подстерегать неожиданности. Наверное, именно для этого и нужен детский психолог - помочь родителю в сложных ситуациях. Возможно, помощь нужна самому ребенку – в преодолении страха, развитии коммуникативных навыков или в росте самоуважения и уверенности в себе. Возможно, помощь нужна и родителю – в развитии своих отношений с ребенком, в систематизации своих воспитательных воззрений и воздействий.

Благодаря моим взрослым детям и третьему малышу, я попыталась систематизировать все свои знания и опыт воспитания своих детей, и вот что получилось.

Родитель – профессия очень ответственная, ведь именно от нас зависит, каким вырастет человек, выбравший нас на эту почетную роль. Родительство – это путь наполненный радостью, открытиями, гордостью, наслаждением и нашим обучением, ведь дети наши самые большие учителя. Мы отражаемся в своих детях как в кривых зеркалах.
Главная обязанность родителей – любить! Любить отдавая, любить питая, любить безусловно, несмотря ни на что. Основная задача родителей в отношении ребенка – воспитание. Воспитание это не дрессировка и не вседозволенность, воспитание – это согласованная система родительских воздействий (главное из которых любовь) с целью обучения ребенка эффективному взаимодействию с окружающим миром. Т.е. мы с вами должны так воспитать ребенка, чтобы ему было легко ориентироваться в окружающем мире. В идеале, хотелось бы, чтобы наш ребенок был в мире и с самим собой. Для этого мы должны научить его получать знания о самом себе, заботиться о своем душевном благополучии, верно оценивать свои ресурсы и приобретать недостающие, ставить цели и эффективно двигаться к их достижению.
Далее я сформулировала принципы, которые считаю наиболее важными в воспитании детей:
1.    Родитель всегда старше, сильнее и опытнее своего ребенка, именно это наделяет нас ответственностью за отношения с нашим ребенком и обязывает нас первыми делать шаг навстречу ребенку, даже если ситуация зашла в тупик. Более того, родитель является очень мощным транслятором для своего ребенка, ребенок лишь впитывает и отражает. Именно позиция родителя определяет отношения между ребенком и родителем. Наше внутреннее решение имеет огромную силу. Оно благотворно для ребенка, потому что дарит ему чувство определенности.
2.    Важнейшая обязанность родителя – постоянно транслировать ребенку свою любовь. Наша любовь питает и поддерживает ребенка в любых его начинаниях. Наша любовь помогает ребенку справляться с любыми трудностями, так как вселяет в него уверенность в собственных силах. Как правило, из самых лучших побуждений, мы всегда, фиксируем своё внимание на недостатках и ошибках ребенка, в то время как успехи требуют намного больше нашего внимания. Будьте щедры на восхищение и похвалу. Даже ограничивая ребенка или что-то запрещая ему, мы можем начать свою речь со слов: «Я очень люблю тебя и поэтому…». Описывая ребенку свое позитивное намерение, мы позволяем ему лучше понять нас.
3.    Эмоциональный контакт с родителем очень важен для ребенка. Наша открытость и искренность позволяет возникнуть доверию и взаимопониманию в отношениях с ребенком. Мы должны научиться говорить ребенку о своих чувствах и уметь признавать свои ошибки. Это поможет ребенку: осознавать свои чувства и научиться говорить о них; правильно понимать природу человека, где достоинства соседствуют с недостатками, а успехи перемежаются неудачами; научиться воспринимать ситуацию и с точки зрения другого человека. Даже высказывая ребенку своё недовольство, нам следует начинать фразу с описания наших чувств по поводу сложившейся ситуации, например: «Я расстроен (огорчен, зол)», «Мне не нравится». А далее, говорить именно о поведении ребенка, а не о личности в целом. Убеждение «Я – хороший» является фундаментом самоценности и самооценки ребенка. Это убеждение закладывается в раннем возрасте и поддерживается благодаря родительской любви.
4.    Родитель – гарант предсказуемости, определенности и последовательности в жизни ребенка. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в этих важных вещах. В первую очередь, это касается режима и всевозможных ритуалов, которые помогают ребенку настроиться на определенное дело, будь-то сон, прогулка или еда. Предсказуемость также заключается в существовании четких границ дозволенного, определяемых родителем. Все запреты и ограничения, а так же наказания за их нарушения, должны быть оговорены и известны ребенку. Отсутствие твердых границ в воспитании ребенка, вынуждает ребенка всё время проверять пределы допустимого, что сильно раскачивает нервную систему родителя и может служить поводом для родительских срывов. Причиной родительских срывов, как правило, является неверное распределение родителем ответственности между собой и ребенком. Родитель, идеализируя идею разумности ребенка, ожидает, что ребенок сам осознает неправильность своего поступка и остановится в его исполнении или повторении, в то время как именно родитель должен посредством ограничения или возложения определенной ответственности за поступок ребенка, помочь ребенку остановиться и осознать неправильность данного поведения. Последовательность же заключается в нашей осознанности – что мы делаем и для чего. Невыполненные обещания, взаимоисключающие указания, а так же пустые угрозы снижают наш авторитет.
5.    Еще одним гарантом определенности для ребенка является единый взгляд родителей на его воспитание. Именно поэтому работа родителей заключается в умении договариваться между собой, приходить к единой точке зрения или, хотя бы, соглашаться друг с другом  Интересы ребенка заключаются в том, чтобы воспринимать родителей в вопросах воспитания и дисциплины как единое целое.
Наиболее пагубная ситуация складывается, когда один из родителей образовывает коалицию с ребенком против другого родителя. Данная ситуация разрушает отношения супругов и формирует у ребенка неверное восприятие как семейных отношений, так и собственной компетенции в отношениях с родителями. Взаимоотношения между родителями формирует у ребенка  представление о нормальных партнерских отношениях. Таким образом, всё, что происходит в семье, воспринимается ребенком как норма отношений.
У каждого  из нас существует своя собственная иерархия в отношениях и каждый человек из нашего окружения имеет для нас свою собственную значимость. Тем не менее, существует иерархия, позволяющая нам наиболее полно проживать свою жизнь. В этой иерархии значимые для нас люди расположены в следующем порядке:
1. Я сам
2. Мой партнер
3. Мои дети
4. Мои родители
Каждый из нас рождается, чтобы прожить СВОЮ жизнь, а значит, наступает время, когда мы должны уйти от родителей, и наступит время, когда нам надо будет отпустить своих детей в «самостоятельное плавание». Неправильные приоритеты в отношениях просто не позволят нам выполнить две эти важные задачи. Данная иерархия наших отношений мотивирует детей к взрослению. В обратном же случае, если для каждого родителя ребенок является самым главным, ребенок усваивает, что взрослые ценят детей выше партнера, поэтому взрослеть ему не имеет смысла, ведь он потеряет больше, чем приобретет.
6.    Говорите ребенку: «Да»! Интересно, что существуют различия в восприятии просьб детей родителями. Услышав просьбу, мамы, как правило, задают себе вопрос: «А почему бы и нет?»; и отвечают ребенку «Да». Папы, обычно, задают себе вопрос: «А почему я должен соглашаться?»; и либо ищут условие, при котором это возможно, либо отказывают. Мне нравится подход пап, т.к. он побуждает и ребенка задуматься о том, насколько его просьба отвечает общей ситуации. Однако, слово «Да» несет в себе огромный заряд – это и признание, и одобрение и шаг навстречу. Я ни в коем случае не призываю выполнять все просьбы ребенка, ведь даже отказ может начинаться со слова «Да»!
7.    Ориентируйтесь на ресурсы ребенка. Ресурсами личности являются любые условия и способности, влияющие на общую работоспособность: состояние здоровье, эмоциональное состояние, наличие времени, умений или навыков. Иными словами, нельзя требовать от ребенка того, на что он в данный момент не способен (в силу усталости, стресса, дефицита времени или отсутствия навыка). И наоборот, если ребенок обладает всеми ресурсами для выполнения данного действия, нам необходимо предоставить ему возможность справиться самому и вселить в него уверенность в собственных силах. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам – дайте ему возможность для развития. И обязательно выделите время на его самостоятельность, чтобы не торопить, не нервничать и не брать всё в свои руки.
8.    Ответственность родителя заключается так же и в том, чтобы не нагружать ребенка избыточной, неправомерной ответственностью. Ребенок не может быть ответственным за действия или неудачи взрослых, а так же за их здоровье. Ребенку такой груз не по силам.
9.    Делегируйте ребенку ответственность. Предоставьте ребенку возможность для развития самостоятельности и компетентности в различных сферах жизни. Это особенно актуально в те периоды возрастного развития, когда ребенок требует самостоятельности или расширения личных полномочий. Очень важно, чтобы обязанности ребенка расширялись пропорционально увеличению его прав и свобод. Компетентность – необходимая основа для здоровой самооценки.
10.    Самый действенный способ воспитания – личный пример. Станьте зеркалом для своего ребенка. Отражая поведение своего ребенка, вы позволите ему увидеть себя со стороны и почувствовать на себе все «прелести» своего поведения. Даже отзеркаливание таких простых, но часто употребляемых ребенком слов «Не хочу» и «Не буду», дает быстрые и эффективные результаты, если родитель начинает использовать их в значимых для ребенка ситуациях.
11.    Научите ребенка планировать деятельность – создавать и использовать алгоритмы, крупные задачи разбивать на мелкие, это поможет ему в достижении успеха.

 

Записаться на консультацию Вы можете, позвонив по телефону: +7 (903) 749 13 82
или отправив сообщение по адресу – irina.greenfeld@gmail.com

Ars. Art. © 2013 | Greenfeld.ru